![](/sites/default/files/2021-4/poland/Poland%201.jpg)
Отец Тадеуш Гузь из Люблинского католического университета имени Иоанна Павла II (KUL) во время публичной лекции в Варшаве два года назад «подтвердил» убийство евреями христианских детей в ритуальных целях. «Факты ритуальных убийств невозможно стереть из истории, — заявил священник. — В наших архивах, в сохранившихся документах, на протяжении веков — когда евреи жили вместе с польским народом — содержатся законные приговоры за ритуальные убийства».
Святой отец сознательно ввел аудиторию в заблуждение. Еще в 1247 году папа Иннокентий IV издал буллу, отвергающую кровавый навет как низкую и злобную клевету на евреев и «повод, чтобы грабить их и отнимать их имущество». В XXI веке обвинения в ритуальных убийствах звучат вообще дико, поэтому Польский совет христиан и евреев подал жалобу на профессора, чем изрядно смутил Люблинскую епархию и руководство KUL. Там поспешили дистанцироваться от отца Тадеуша, заявив о недопустимости подобных высказываний и отметив, что за пределами университета профессор лично несет ответственность за озвученные тезисы. Тем не менее, жалоба была передана на рассмотрение дисциплинарной комиссии KUL, которую возглавляет профессор Анна Хладув.
![](/sites/default/files/2021-4/poland/Poland%202.jpg)
Почти два года понадобилось г-же Хладув, чтобы вынести решение о прекращении процедуры проверки высказываний отца Гузя. Комиссия приняла объяснения профессора о том, что его слова были вырваны из контекста. Польский совет христиан и евреев обжаловал это решение, но дисциплинарная комиссия вновь оправдала преподавателя. Коллеги профессора пришли к выводу, что его лекции были подготовлены «с профессиональной тщательностью, педагог не обесчестил свою профессию», никого не оскорбил, а просто «представил собственную интерпретацию исторических фактов».
Вместе с этим комиссия признала, что личное мнение отца Гузя «трудно принять еврейским общинам», но «это не клевета или ложь, а знания, полученные в результате научного анализа на основе имеющихся исходных материалов».
Все это идет вразрез с доктриной католической церкви, многократно устами римских пап опровергавшей измышления о ритуальных убийствах. Специальная булла Николая V (1447 год) запрещала «навсегда и самым строгим образом всем верующим в Христа... предпринимать что-нибудь подобное (возведение кровавого навета) против евреев вообще или против определенного еврея».
Светские власти в этом отношении были не менее решительны. В связи с наветом в Фульде император Фридрих II Гогенштауфен запросил мнение церковных и научных авторитетов по данной проблеме. Опубликованная в результате расследования в 1236 году грамота объявила евреев оправданными и запретила инкриминировать им подобные обвинения.
![]() |
![]() |
«Ни в Ветхом, ни в Новом завете нет указаний, чтобы евреи жаждали человеческой крови, — гласил вердикт. — Напротив, в полном противоречии с этим утверждением, в Библии... в данных Моисеем законах, в …Талмуде совершенно ясно сказано, что евреи вообще должны беречься запятнания какой бы то ни было кровью».
Есть еще один момент, вызвавший разногласия между сторонниками Гузя и его оппонентами. Дисциплинарная комиссия настаивает, что рассуждение о кровавом навете «было второстепенным в контексте двухчасовой лекции», в то время как представители Ассоциации «Никогда больше» утверждают, что все выступление священника было антисемитским. Например, профессор заявил, что евреи как народ, отказались от Б-га, не приняв христианство, — сообщил изданию The Algemeiner глава Ассоциации Рафал Панковский. В той же лекции Гузь уверял, что Талмуд основан на «лжи», а Карл Маркс на самом деле был «еврейским националистом». Д-р философии даже обвинил лауреата Нобелевской премии по литературе, пережившего Холокост Эли Визеля в «клевете и оскорблении Б-га».
В другой своей лекции профессор обвинил богатых евреев в финансировании прихода Гитлера к власти. Все это, однако, не повлияло на его репутацию в родном университете. Примечательно, что KUL носит имя папы Иоанна Павла II, который в свое время в соборе Святого Петра публично покаялся за преследование евреев католической церковью. Он стал также первым папой, переступившим порог синагоги, где, сидя рядом с верховным раввином Рима, произнёс ставшую широко известной фразу: «Вы — наши возлюбленные братья, наши старшие братья». Впрочем, на этот счет у профессора Гузя наверняка имеется «собственная интерпретация».
Максим Суханов